Успешное
изучение учащимися программного материала по информатике в значительной степени
зависит от умелого использования преподавателем широкого арсенала методов и
приемов обучения.
Одной из особенностей учебного процесса по
информатике в системе среднего специального образования является крайняя
ограниченность времени, отводимого на изучение курса, поэтому очень важно найти
пути интенсификации процесса обучения. Интенсификация процесса обучения зависит
от многих факторов. Прежде всего это цели обучения (образовательные,
воспитательные, развития).
Цели и методы
обучения информатики.
Основные образовательные цели (формирование
глубоких и прочных знаний), воспитательные цели (формирование
диалектико-материалистического мировоззрения) и цели развития мыслительной
деятельности учащихся (умение приобретать знания и применять их на практике в
процессе будущей трудовой деятельности) определены и сформулированы в учебной
программе по информатике.
Образовательные
цели обучения информатике.
1. Ознакомление с основами информатики как науки,
ее основными понятиями.
2. Формирование в сознании учащихся
естественно-научной картины окружающего нас мира.
3. Овладение (или ознакомление) основными методами
естественно-научного исследования.
4. Создание теоретической базы для последующего
изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана вуза.
5. Создание теоретической и психологической базы
для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации производства.
Воспитательные
цели обучения информатике.
1. Вооружение учащихся правильным методологическим
подходом к познавательной и практической деятельности.
2. Воспитание трудолюбия, инициативности и
настойчивости в преодолении трудностей.
Развивающие
цели обучения информатике.
1. Развитие логического мышления учащихся, умения
пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.
2. Формирование понимания структуры информатики
как науки.
3. Формирование знаний о моделях.
4. Развитие умений решать задачи, пользуясь известными
теоретическими положениями, математическим аппаратом, графическими средствами,
справочной литературой, вычислительной техникой и т.п.
5. Развитие умений экспериментировать, включая
знание устройств и принципа действия ЭВМ, пользоваться ими, обрабатывать
результаты измерений и определять погрешности измерений, делать выводы на
основе полученных экспериментальных данных.
6. Развитие простейших технических умений.
Рассмотренные выше общие цели обучения служат тем
фундаментом, на основе которого строится весь процесс обучения информатике. Эти
цели в определенной мере могут служить и отборочным фактором, позволяющим
оценить значимость того или иного учебного материала, спланировать уровень
обученности учащихся (т.е. определить объем формируемых знаний и умений),
установить преимущественный характер формирования стиля мышления (эмпирического
или аналитического), выбрать оптимальные сочетания методов, приемов,
способствующих достижению конечных целей обучения информатике.