Применение средств информатизации в системе образования

 

Информатизация общества, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности. Она представляет собой организованный, социально-экономический и научно-технический прогресс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы  образования (ИО) -  это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, направленных на обеспечение оперативного  сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи информации и оперативного обмена ею  участниками системы  образования с помощью современных информационных технологий и телекоммуникационных средств в целях повышения эффективности управления  ею. ИО  является необходимым условием и важнейшим этапом информатизации России в целом. Кроме того, она позволит:  решать проблемы качественного изменения информационной среды системы  образования;  оптимально его стандартизировать; сделать процесс обучения максимально индивидуальным и дифференцированным;  предоставлять новые образовательные возможности для ускоренного интеллектуального развития личности (системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового, коммуникативную компетентность и др.).

Цель информатизации системы  образования  состоит в:  интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет  целенаправленного применения средств информатизации;               создании благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.

Инструментом информатизации образования являются средства информатизации. Они включают в себя: информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное, психологическое и педагогически полезное (целесообразность и эффективность) методико-дидактическое обеспечение.  С расширением технических и педагогических возможностей  средств информатизации разрабатывались научные подходы их применения в системе  образования. Проведенный анализ литературных источников показал, что средства информатизации используются: в управлении образовательным учреждением, при проведении научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, как средства развития участников образовательного процесса.

Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга. При этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения.

Необходимость применения средств информатизации в системе  образовании  диктуется следующими обстоятельствами:  фундаментальные цивилизованные изменения, происшедшими в конце ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития  общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных  технологий;   приоритетное развитие призваны получить средства информатизации, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества.

В настоящее время в системе  образования широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа технология, электронная почта, Web-серверы сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С помощью этих средств создается информационно-образовательное пространство. Оно представляет собой   специфическое информационно-образовательное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные  потребности работников образования.

Активное и целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает  необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИО вносит изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом.). Использование  современных средств информатизации   знаменует собой смену парадигмальной рациональности в образовании на деятельностную или мыследеятельностную.

По мнению ученых, средства информатизации позволят эффективно использовать следующие их важнейшие преимущества:  возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную образовательную траекторию самообразования;  коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;  выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных учебных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу студентов;  создание эффективной системы управления информационно-методическим и дидактическим обеспечением системы непрерывного профессионального образования;   осуществление эффективного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения;  использование специфических свойств компьютера. К ним относятся:  организация процесса познания, базирующегося на  системно-деятельностном подходе к педагогическому процессу;  его  индивидуализация;  применение и организация принципиально новых познавательных средств;  построение, развитие и совершенствование системы дистанционного обучения различного уровня.

Многолетние наблюдения показывают, что наибольший эффект использования средств информатизации в педагогическом процессе  достигается при тесном взаимодействии всех компонентов в системе образования.

Средства информатизации по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучении (цели, содержание образования, организационные формы и др.) и позволяют ставить и решать более сложные и актуальные задачи дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, лабораторных работах, дистанционном обучении и др.

При проведении информатизации образования необходимо выполнение нормативно-правовых, финансово-материальных, программно-технических, организационно-педагогических, психологических, маркетинговых, эргономических, кадровых и региональных условий.

Исследования показали, что реализация возможностей (технических и педагогических) средств информатизации в системе  образования требует  переосмысления  накопленного опыта  их  применения  и  построения теоретико-методологических основ, отвечающих современным требованиям их использования  в процессе подготовки специалистов, и особенно для расширения возможностей предоставления потребителям образовательных услуг.

Hosted by uCoz