Применение
средств информатизации в системе образования
Информатизация
общества, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых
стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности.
Она представляет собой организованный, социально-экономический и
научно-технический прогресс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Одним из
приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является
информатизация системы образования (ИО) - это комплекс
взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, направленных на обеспечение
оперативного сбора, обработки,
систематизации, накопления, хранения, передачи информации и оперативного обмена
ею участниками системы образования с помощью современных
информационных технологий и телекоммуникационных средств в целях
повышения эффективности управления ею.
ИО является необходимым условием и
важнейшим этапом информатизации России в целом. Кроме того, она позволит: решать проблемы качественного изменения
информационной среды системы
образования; оптимально его
стандартизировать; сделать процесс обучения максимально индивидуальным и
дифференцированным; предоставлять новые
образовательные возможности для ускоренного интеллектуального развития личности
(системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового,
коммуникативную компетентность и др.).
Цель
информатизации системы образования состоит в:
интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников
педагогического процесса за счет
целенаправленного применения средств информатизации; создании благоприятных условий
для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.
Инструментом информатизации
образования являются средства информатизации. Они включают в себя:
информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное,
психологическое и педагогически полезное (целесообразность и эффективность)
методико-дидактическое обеспечение. С
расширением технических и педагогических возможностей средств информатизации разрабатывались
научные подходы их применения в системе
образования. Проведенный анализ литературных источников показал, что
средства информатизации используются: в управлении образовательным учреждением,
при проведении научно-исследовательской работы в образовательном учреждении,
как средства развития участников образовательного процесса.
Основные
направления информатизации образования связаны между собой не только единым
объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга. При этом каждое из
них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их
применения.
Необходимость
применения средств информатизации в системе
образовании диктуется следующими
обстоятельствами: фундаментальные
цивилизованные изменения, происшедшими в конце ХХ века, поставившие на повестку
дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных
высокоэффективных технологий; приоритетное развитие призваны получить
средства информатизации, играющие роль катализатора как научно-технического,
так и социально-экономического развития общества.
В настоящее время
в системе образования широко
используются следующие средства информатизации: мультимедиа технология,
электронная почта, Web-серверы
сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С
помощью этих средств создается информационно-образовательное пространство. Оно
представляет собой специфическое информационно-образовательное
окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и
аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные потребности работников образования.
Активное и
целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не
только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат
для их анализа и обновления. Кроме того, ИО вносит изменения
не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому
оказывает существенное влияние на содержание образования и управление
педагогическим процессом.). Использование современных средств информатизации знаменует собой смену парадигмальной
рациональности в образовании на деятельностную или мыследеятельностную.
По
мнению ученых, средства информатизации позволят эффективно использовать
следующие их важнейшие преимущества: возможность построения открытой системы
образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную образовательную
траекторию самообразования; коренное
изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного
мышления; выработку нестандартных
педагогических практик, как в конкретных учебных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса,
включающего научно-исследовательскую работу студентов; создание эффективной системы управления
информационно-методическим и дидактическим обеспечением системы непрерывного
профессионального образования; осуществление эффективного управления
учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения; использование специфических свойств
компьютера. К ним относятся: организация
процесса познания, базирующегося на системно-деятельностном подходе к педагогическому
процессу; его индивидуализация; применение и организация принципиально новых
познавательных средств; построение,
развитие и совершенствование системы дистанционного обучения различного уровня.
Многолетние
наблюдения показывают, что наибольший эффект использования средств информатизации
в педагогическом процессе достигается
при тесном взаимодействии всех компонентов в системе образования.
Средства
информатизации по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все
компоненты системы обучении (цели, содержание образования, организационные
формы и др.) и позволяют ставить и решать более сложные и актуальные задачи
дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на
лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях,
лабораторных работах, дистанционном обучении и др.
При проведении информатизации
образования необходимо выполнение нормативно-правовых, финансово-материальных,
программно-технических, организационно-педагогических, психологических, маркетинговых,
эргономических, кадровых и региональных условий.
Исследования
показали, что реализация возможностей (технических и педагогических) средств
информатизации в системе образования
требует переосмысления накопленного опыта их
применения и построения теоретико-методологических основ,
отвечающих современным требованиям их использования в процессе подготовки специалистов, и
особенно для расширения возможностей предоставления потребителям
образовательных услуг.