МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
П Р И К А З
"3" февраля 2006
г.
N 21
Об утверждении методических рекомендаций
об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О
порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение
функций классного руководителя педагогическим работникам государственных
общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных школ" (Российская газета, 2006, 14 января) п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений (далее -рекомендации).
2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской
Федерации довести рекомендации до государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений.
Министр
А. Фурсенко
Утверждены
приказом Минобрнауки России
"3" февраля 2006 г. N 21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации
разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году
финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на
выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (Российская
газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются:
формирование у обучающихся гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания
принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного
руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее - Типовое
положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его
согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции
классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с
обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного
возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02
(введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N 44, зарегистрировано Минюстом
России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997) и Типовым положением
наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных
учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных
классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х)
объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных
комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект
трех-четырех классов - не более 15 человек.
Цель и задачи деятельности классного
руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации
в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в
классе;
- гуманизация отношений
между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя -
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководители! надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через
психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися
через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе
в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования
и др.).
При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с
задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой,
творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций
классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай,
па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить
реализацию управленческих функций классного руководителя (организация
воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими
работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).