УВАЖАЕМЫЕ,
КОЛЛЕГИ!
Одним из направлений
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной
президентом России, является переход на новые образовательные стандарты и
начнется он с начальной школы. Стандарт для начальной школы зарегистрирован Министерством юстиции РФ и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей
стране. И это касается всех 1-х классов.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Стандарт
призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего
среднего образования – способствовать становлению человека, сознающего
образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Поэтапный переход на новые стандарты начнется уже в этом году в
начальной школе 1 сентября 2010 года,
однако он произойдет не в один момент.
В соответствии с Федеральным законом 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года
изменилось понятие стандарта и его структура. Раньше считалось, что можно
разработать новое содержание образования и вводить это содержание в школах, не
меняя требования, прежде всего, к условиям реализации образовательных программ.
При этом все догадывались, что в старых условиях новое содержание не будет
реализовано в полной мере.
Сегодня стандарты - это пример
триединства. Они состоят из требований трех видов. Новые результаты, которые
должны демонстрировать ученики, будут обеспечены новыми требованиями к
структуре образовательных программ и к новым условиям их реализации. Поэтому
переход на новые стандарты становится многомерным. Раньше казалось, что это,
прежде всего, изменение содержания учебников. Теперь же содержание учебников
должно измениться, пожалуй, в последнюю очередь.
Федеральный
государственный образовательный стандарт имеет открытый характер, т.е. не только
представляет перечень необходимого, но и задает перспективу возможного и
желаемого. Он также ориентирован на развитие образовательных учреждений РФ.
Его назначение – создать условия для самостоятельной деятельности участников
образовательного процесса, планирования и организации ими своей деятельности.
Стандарт ориентирован на то, чтобы начальное общее образование стало
фундаментом для достижения стратегических целей не только среднего (полного)
общего, но и последующих этапов образования и самообразования человека.
Начальная школа должна обеспечить освоение форм учебного сотрудничества и основ
грамотности как базовых условий процесса дальнейшего обучения и развития.
Федеральный
государственный образовательный стандарт призван стать одним из инструментов
гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления
российского общества XXI века.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт создает
условия для самой полной реализации интересов участников образовательного
процесса с учетом этнокультурной, региональной, социально-экономической и иной
специфики. Он позволяет отразить в образовательной программе образовательного
учреждения социально и культурно значимые для местного сообщества приоритеты в
сфере этического, эстетического и трудового воспитания детей, приобщения их к
ценностям духовно-нравственного и культурного наследия, усвоения родного языка,
а также традиций своего и других местных народов.
Образовательные программы
теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения
ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей
интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном
итоге – научить учиться.
Соответствие
результатов образования требованиям Стандарта – ключевой критерий соблюдения
учредителем образовательного учреждения своих обязательств перед обществом и
государством. Настоящий ФГОС вводит принцип инвариантности системы электронной
отчетности, обеспечивающей прозрачность и публичность предъявления результатов
образования. Широкое и активное участие представителей гражданских и
религиозных институтов в деятельности общественных советов школьного,
муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием может
стать залогом эффективности введения образовательного Стандарта нового
поколения, успешности решения стоящих перед ним исключительных по сложности и
значению задач.
При
переходе на новый стандарт конечно же возникнут
проблемы.
Во-первых нужны новые, свежие идеи и желание
педагогов. Оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того,
что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное
использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. В помощь
учителю здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и
проекты примерных учебных программ по всем предметам, и конечно новые УМК,
курсы и консультации.
Во-вторых выведение новых дисциплин
приведет к дополнительной нагрузке на учащихся. Еще при работе по
"старым" стандартам, учителям приходилось слышать от родителей о
большой нагрузке их детей. Справятся ли дети и родители с "новой
нагрузкой"?..
В-третьих новый стандарт подразумевает, что наряду
с обязательными учебными занятиями будет еще и
дополнительная образовательная программа школы, осуществляемая во второй
половине дня, а будет ли это финансироваться?..
Нужно
сказать, что условия для перехода на ФГОС, в том числе и наличие достаточной
материально-технической базы, в ряде школ республики уже есть. На
сегодняшний день в республике выбраны 12 пилотных школ, на базе которых уже с 1
сентября 2010 года будет введен государственный стандарт нового поколения. Беда
в том, что мы не всегда знаем, что это за условия и зачем они нужны. А слово
'зачем' - главное слово в новых стандартах. Если там не будет написано, зачем
это нужно, мы получим ситуацию 70-х годов прошлого века. Вспомним: обычная
ситуация тех лет: завуч сходил на урок и сделал вывод, что там не
использовались технические средства обучения. Учителю - выговор. Но вопрос о
том, нужно ли их использовать для реализации содержания образования того
времени, никто даже не ставил. Была поставлена всего лишь задача 'использовать
технические средства обучения'. Сегодня у нас должно быть такое содержание
образования, которое невозможно реализовать без использования современных
инструментов. Если у нас есть новые инструменты, то и требования к содержанию и
результатам образования могут и должны стать другими. Хотим мы или нет, наши
дети сами видят эти новые инструменты, жадно хватают их, и они становятся
частью их жизни. Появляется разрыв между поколениями, когда дети живут в одних
технологиях, в одних способах мироощущения, то есть в другом мире, отличном от
мира взрослых. И я очень хочу, чтобы мы, взрослые, в первую очередь учителя, не
отстали от наших детей. Чтобы мы не только знали об этих инструментах, но и
подумали, как с их помощью реализовать новое содержание образования, как решить
задачи по обучению, воспитанию, развитию наших детей. Не надо бояться
трудностей, работать будет интересней. Оптимизма
Вам и творчества, уважаемые коллеги.