Уважаемые участники педагогического совета!

Через несколько дней  начнётся новый  учебный год.

Он будет непростым. Быстро  меняющаяся жизнь требует от нас нестандартных решений. Продолжающаяся   модернизация системы образования обязывает пересмотреть позиции, преодолеть стереотипы, сложившиеся в прошлые годы.

По традиции на августовском педагогическом  форуме мы подводим итоги  и ставим новые задачи.

 

Необходимость обновления школьного образования признается  сегодня и органами государственной власти, и общественностью. Именно школьное образование стало предметом  президентской инициативы «Наша новая школа».  По своему содержанию инициатива продолжает реализацию мероприятий национального проекта «Образование», но есть и новые направления.

 

Пути достижения определены. Одной из стратегических задач, стоящих сегодня перед нашими учреждениями,    является  повышение у школьников интереса к образовательному процессу с помощью внедрения новых технологий.

   

Приоритетными направлениями являются  сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, обновление образовательных стандартов, развитие учительского потенциала и современной школьной инфраструктуры, системы поддержки талантливых детей.

 

Наш район своевременно включился в обучение по базисному учебному плану , ориентированному на профилизацию старшей ступени. Это позволило два последних учебных года  выйти   всем  средним и основным школам    на уровень предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 

По-прежнему самыми востребованными профилями  остаются информационно -технологический и социально-гуманитарный. И хотя в районе ведется большая работа  по развитию современного агропромышленного комплекса, аграрно-технологический профиль осваивает только одна средняя школа- Жуковская,

Предпрофильной подготовкой, связанной с лесоводством, начала заниматься  с 2008 года Виндрейская основная школа.

 В данном случае крепкая, технически современная  производственная база  профессионального лицея №3 используется  нашими школами неэффективно. Я призываю учебные заведения к большему сотрудничеству с данным  учреждением начального профессионального образования, расширению числа  учащихся, охваченных  аграрно-технологической профилизацией. Особенно это касается тех школ, которые расположены на  территориях, где  строятся  или уже действуют современные животноводческие комплексы.

Нам нужно активнее развивать и технический профиль: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, чего требуют Глава Республики, а также  интересы и  манящие перспективы будущего Технопарка. Сегодня он представлен лишь  в первой и третьей  средних школах  райцентра, и это  крайне  мало.

Выполняя требование Н.И.Меркушкина, высказанное им в Послании, нам необходимо возродить классы с углубленным изучением предметов, прежде всего физики, математики, химии, биологии, отбор в которых шел бы с 6-7 класса.

В 2009 году была впервые проведена республиканская олимпиада для учителей физики, в которой  учитель Салазгорьской  СОШ   Рогожин П.М. вошел в пятерку сильнейших из 33 участвующих. И мы рады за Вас!   Учитель  смог  пробудить интерес к своему предмету у  своих учащихся . Мы  уверены, Прокопий Михайлович, что  профиль по физике Вам по плечу!

 

Говоря об обновлении содержания образовательных стандартов, не следует забывать и о предложении Патриарха Православной церкви, поддержанном Президентом России, о введении в образовательных учреждениях преподавании основ религиозной культуры.  В течение трех последних лет  у нас успешно используются  учебники «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», написанные нашими мордовскими учеными. Эта практика будет продолжена.  

 

Наступающий учебный год-  подготовительный для перехода  на новые образовательные стандарты, которым будет дан старт 1 сентября 2011 года. За этот год нам предстоит получить  ответы на многие вопросы: что такое фундаментальное ядро, какими будут примерные программы, чем они будут отличаться от  программ, которые будут создаваться самими учителями по своим предметам, кто заплатит за создание  таких программ ( где это прописано, и в чьи   обязанности это  входит?)

В  наступающем году в рабочем, массовом режиме  задействует новая операционная система ЛИНУКС. Тьютеры обучены, в каждой школе есть  компьютеры, где эта программа установлена.  В двух основных школах- Тат.Юнкинской и  Виндрейской, идет ее апробация на 50-ти процентах компьютерного парка учебного заведения. Задача непростая, но выполнимая.

 

Конституция России  и Закон "Об образовании" ставят перед нами задачу обучать всех детей: одаренных и мотивированных на учебный труд,  не  мотивированных на учебу, имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов.

Нормативно - подушевое финансирование  стимулирует этот процесс. Поэтому одним из важнейших критериев  оценки эффективности  деятельности образовательного учреждения является сохранение контингента. С этой позиции работу ряда учреждений нельзя считать эффективной. К их числу можно отнести  «Торбеевскую   СОШ №1, Виндрейскую  и Салазгорьскую  школы,  допустивших отсев.  Один учащийся по решению Комиссии по делам несовершеннолетних  выбыл из 10 класса  в связи с  длительным непосещением занятий, двое –направлены в спецучреждения по решению суда.

Все они- дети из неблагополучных семей, и хотя  выявлены  своевременно, и с ними велась определенная , совместная с КДН  индивидуальная работа, результат отрицательный.

Есть учащиеся, крайне  незаинтересованные в учебу, склонные к пропускам учебных занятий. Причина  их  прогулов уроков кроется в педагогической запущенности  подростков, которая идет из начальной школы. Когда   должных мер к её  ликвидации в начальном звене не принимается, то к 6-7 классу развивается полная потеря интереса  к учебе. Примером может служить 15-летний учащийся 5 класса Краснопольской СОШ Степанов Дмитрий, который учиться не хочет нигде, индивидуальная работа всех заинтересованных ведомств результата не дала. По сути - это  пример  скрытого   отсева учащегося из образовательного учреждения.

 

2009 год  сделал более актуальным  требование  равных возможностей для обучения   всех детей.

В прошедшем году  7 учащихся, которые по состоянию здоровья не могли посещать школу, обучались на дому (ТОШ, Жуковская, Красноармейская, Тат. Юнкинская  школы), Итоговую аттестацию в щадящем режиме сдали 3 девятиклассников и  четверо  одиннадцатиклассников.

Для детей с проблемами развития, детей с ограниченными возможностями здоровья  в республике сформирована  сеть коррекционных образовательных учреждений, в которой обучаются дети и  из нашего района.  Не всегда удается убедить родителей обучать своих детей в коррекционных школах, а не держать их  вне списков в общеобразовательных. И это наша с вами, уважаемые педагоги, недоработка. Таковых детей у нас-  6   (два в Лопатинской школе и по одному в Торбеевской №1, Торбеевской основной, Салазгорьской, Краснопольской  школах).   У этих детей нет  шансов получить документ об образовании и начальные навыки  профессиональной подготовки, которые дает коррекционная школа. Надо убедить родителей обучать детей, особенно на второй ступени, в  специальных  коррекционных школах.

 

Нам следует с особым вниманием отнестись к тому, как психологически дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями принимаются  и классным коллективом, и учителями, и родителями. По большому счету, нам предстоит поменять философию по отношению к инвалидам.

 

Сохранение и укрепление здоровья детей и воспитанников – забота номер один каждого педагогического коллектива. Увеличение двигательной активности, расширение элементов игровых видов спорта на уроках физической культуры, привлечение родителей к занятиям физической культурой и спортом вместе с детьми, расширение числа школ  со  «спортивной субботой»– эти задачи нам предстоит решать и в новом учебном году.

 

Сегодня мы должны заботиться не о создании новых видов образовательных учреждений, а добиваться того,  чтобы каждое учреждение  работало  качественно, как лучшее. У нас есть те учреждения, которыми мы по праву можем гордиться. И прежде всего  это  школы - победители  приоритетного национального проекта. Но  есть и те,  кто остановился  в своем развитии, кто работает без учета требований современности. И как показывает  анализ, далеко  не всегда виновата демографическая ситуация  в том, что контингент детей в учреждении  сокращается. Идет сокращение  числа учащихся  из – за выбытия в близлежащую школу, а причина-  в потере интереса у  родителей и подростков  к этому учреждению, слабые знания.

Именно поэтому мы считаем важным, чтобы  у каждой школы была программа саморазвития, программа роста, чтобы происходили  изменения  в качестве образования. А если учреждение не сможет  выстроить программу своего развития, оно должно быть реорганизовано.

 

В условиях, когда  система образования  перешла  на иную форму  оплаты труда, по-новому обозначилась проблема стимулирования.   Для нас  очевидно, что  необходимы гибкие инструменты  данной оценки. Эти инструменты должны учитывать  и особенности контингента каждого учреждения, и те приоритетные задачи, которые учреждение образования ставит перед собой.

Даже в рамках одной и той же школы при определении результатов труда учителя требуется   анализ не только показателей результатов обученности его учеников, продемонстрированных в ходе итоговой аттестации, но и учет динамики развития и обученности конкретного ученика в течение ряда лет.  Здесь нам всем вместе предстоит поработать: администрациям  учреждений,  методическому центру, управляющим советам, профсоюзам, специалистам отдела. Мы единая команда, и ответственность у нас общая за результаты нашего труда.

 

Особо хочу в этой связи отметить роль руководителей образовательных учреждений, которые обязаны объективно оценивать работу учителей. Руководитель становится  менеджером и должен так выстроить мониторинг уровня и качества обученности,  чтобы он стал способом  объективной оценки качества работы учителя ( в качестве положительного примера могу привести  Ветвинскую О.А., директора  Торбеевской СШ № 3).

Директора школ отмечают, что  благодаря  НСОТ ряд педагогов стали более активно работать с учащимися во внеурочное время, прежде всего при подготовке детей к участию в конкурсах, исследовательских проектах, спортивных соревнованиях разного уровня. Необъективного подхода  при распределении стимулирующей части  зарплаты быть не должно!

 

К сожалению, уже который год мы констатируем старение педагогических кадров.

Так, если в 1999 г. учителя в возрасте до 30 лет составляли в республике 21 %, то сегодня  в школах района  учителей до 25 лет работают только 4 человека или 1,2% . От 25 до 35 лет – 59 чел  или 18%, от 35 до 55 лет- 169 чел или 51.4%.  Работающих учителей   пенсионного  возраста  сегодня  24 чел (7 %), а в том же 1999 г. их было только 2%.

Педагогический стаж свыше 20 лет-  у 36% работающих учителей, от 10 до 20 лет- у 30%  работающих учителей, от 5 до 10 лет- у 8% и менее 2-х лет педагогического стажа у 2 учителей  (или 0.6%)

Уважаемые коллеги, согласитесь, что в любой сфере деятельности должно быть разумное сочетание молодости и мудрости. А этого сегодня  в наших школах явно не хватает.

 

Всего педагогических кадров в школах, детсадах,  учреждениях дополнительного образования  на конец  прошедшего учебного года насчитывалось 378 чел. Из них 11.5%   имеют высшую категорию, 55% - первую и 23% - вторую квалификационную категорию. В прошедшем учебном году на  высшую категорию аттестовано 10 учителей,  42- на первую и 1- на вторую, один  учитель по причине низких результатов не аттестован.

Работа с педагогическими кадрами – одна из важнейших функций управления. Необходимо лицом повернуться к этой проблеме.

 

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" способствовала развитию  творческих начал в работе учителей района, применению ими нетрадиционных методов и новых педагогических технологий.     За прошедшие 4  года свыше 40 учителей  стали победителями национального проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.  Есть и участники республиканского конкурса «Учитель года». Есть и победитель   конкурса 2010 года! ( слайды)

 

Бесспорно, что именно учителя – участники и победители различных профессиональных конкурсов - могут и должны стать хорошими методистами по своему предмету, именно у таких учителей  должны проходить практику будущие учителя.

Эти педагоги становятся своего рода  общественными методистами, они проводят мастер-классы  (как  Горшкова С.В из Торбеевской СШ №3, Терешкина Г.П. из Торбеевской СШ №1, Зюзина Г.П. из Дракинской школы ), творческие семинары  ( как Хлынцева Е.В. из Жуковской школы, Пиняскина М.Ф. из Варжеляйской  )  , круглые столы для учителей ( как Паршина Г.В.,из М.Юнкинской школы,  Майорова Н.П из Торбеевской №1),  являются наставниками молодых специалистов (как Бикмаева М.Н. из  Сургодьской СОШ).

Хороший профессиональный задел, приобретенный квалифицированный  педагогический опыт характерен для  таких, сравнительно молодых   учителей, как Сорокина С.В.(Жуковская СОШ), Манушкина  Н.Ф., (ТОШ), Никишова Е.А.(Варжеляйская), Исаев С.Г. (Никольская), Федулкина М.В.(Красноармейская), Подобнова Е.Ю, (Никольская оош), Агишева Т.А.( Т-Юнкинская оош).

 

Естественно, что каждый  руководитель хочет, чтобы его учителя работали творчески. Зависит это, несомненно, от самих педагогов, но зачастую решающую роль играет  обстановка в образовательном учреждении. Насколько объективно руководитель может  оценить работу учителя, поддержать его идеи, создать необходимые условия для творческой работы, будет зависеть и морально-психологический климат в коллективе. Письма и обращения учителей,  анализ кадровой ситуации в образовательных учреждениях говорят о том, что здесь есть нерешенные проблемы.    И прежде всего – в  изучении  работы учителя, объективной оценка его труда. Руководитель обязан знать работу учителя не по выступлениям на педагогических советах, а посещая уроки учителей в системе, не от случая к случаю, организуя мониторинги уровня знаний .

 

Уважаемые коллеги!

В системе образования  большое внимание уделяется дошкольному детству. И  это не случайно, поскольку большинство проблем, которые в последующем мешают  успешному развитию и обучению ребенка, коренятся именно на этом этапе его становления. Именно в дошкольном образовательном учреждении есть возможность своевременно провести углубленную диагностику, выявить проблемы ребенка и ещё до школы в полной мере развернуть  работу.

 

На конец прошедшего учебного года дошкольное  образования  представлено 7 учреждениями, шесть из которых работают  в системе МО  РМ. Функционируют  два консультпункта для оказания помощи родителям («Красная шапочка», « Ромашка»), логопедическая группа. Охват дошкольным образованием вырос в сравнении с прошлым годом и составил 56 % от числа  всех дошкольников.

Развитие сети групп кратковременного пребывания  позволило увеличить охват детей дошкольным образованием в сельской местности  на 7%

За последние годы в республике наметилась  тенденция увеличения рождаемости.

Одновременно возрос авторитет дошкольного образования, что привело к очередности  в дошкольные учреждения. Очередь в настоящий момент составляет 22 ребенка   по райцентру и 6 детей по ДОУ в селе Жуково.

И здесь огромная роль отводится тому факту, что каждая семья должна получить возможность устройства ребенка в детский сад, отвечающий современным требованиям. Такое дошкольное учреждение введено в текущем году в пос. Торбеево-  это детский сад  «Солнышко» на 35 мест.

 Современным требованиям будет после капитального ремонта  отвечать и ДОУ «Ромашка» (сметная стоимость ремонтных работ - 10.5 млн. рублей). По-прежнему остро стоит вопрос по  Дракинскому сельскому поселению, где растут  свыше 130    дошкольников  от  одного   года до 6 лет.

 

Очень важно, чтобы воспитанием и обучением в детском саду занимались грамотные, чуткие педагоги. Чтобы родители были уверены, что их ребенок находится в надежных руках.  С этой трибуны можно назвать таких талантливых педагогов - воспитателей, как Дарькина Н.Н., Кижапкина Т.И.( ДОУ «Ромашка»), Солкина Т.Б.(«Колосок»), Васюкова З.И. («Красноармейский»), Прохина Л.А.(«Кр. Шапочка).

Замечательно, когда из добрых и заботливых рук  воспитателей наши дети в школе попадают к талантливым педагогам. Таким, как Баранова Н.В., Дорофеева З.П., Змеёва М.П., Немова А.В., Жаткина Л.И. Данилина Л.И., Акашкина М.В. , Потапова Т.Е., Тулина Т.Д., Зюзина Г.П.,  Букаева Е.М., Авдеева М.Г.  и многим другим. К тем педагогам, чьи ученики из года в год становятся победителями и призерами районных и республиканских  олимпиад,   конкурсов и  соревнований.

После  нулевых  результатов 2002, 2003, 2005-2007 годов торбеевские школьники стали  подниматься на пьедесталы победителей республиканских предметных олимпиад: четверо призеров  было  в 2008 году,  14- в 2009, в 2010 году  у нас появился первый победитель  республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников-  ученица 8 класса Дракинской СОШ Зюзина Татьяна (учитель Зюзина Г.П.). (слайд про всех  призеров)

Участие в многочисленных научно-исследовательских конкурсах, практических конференциях, проектах, фестивалях,     олимпиадах, в том числе и открытых,  форуме «Одаренные дети», работа в физико-технической группе со студентами-«саровцами», учебный труд в программах  и проектах через дистанционные пути обучения, - все это сегодняшний день наших учащихся, педагогов, родителей. (слайд про всех  призеров)

 

Среди новых технологий, активно внедряемых в образовательно-воспитательное пространство, лидирует по популярности  и эффективности   исследовательская деятельность. Приоритет отдан биологии, экологии, краеведению, гуманитарным дисциплинам. Через эколого -этнографические, законоведческие, интеллектуально-творческие проекты прошел ни один десяток школьников. (слайд про всех  призеров)

 

На особом месте стоит впервые проведенная в  нашем районе Торбеевской  СОШ №3  ученическая конференция «Юный исследователь». Для торбеевских школьников и их сверстников из Саранска, Ковылкинского , Краснослободского, Темниковского, Зубово-Полянского районов  этот день стал настоящим праздником. Как, впрочем, и для огромной массы присутствующих гостей.

Исследовательские работы  были представлены учащимися по трем секциям: начальных классов, естественно-математической, общественно-гуманитарной. Тематика   сообщений  говорит о широких , разнообразных, прикладных  интересах наших детей.

Вот лишь несколько примеров:  вопросы глобализация и Республика Мордовия,  использование пословиц и поговорок в мордовских СМИ, история развития английского языка, организация местного самоуправления Торбеевского района, исследование производства и свойств живой и мертвой воды, геометрия музыки или нотная симфония, состояние погоды зимой 2010 года в Торбееве,  жизнь хомяка, каким будет урожай ячменя…  

 За всем этим стоит огромный исследовательский труд детей, руководящее начало учителя. И современный учитель обязан соответствовать этому  пытливому  уму своих  талантливых детей!  ТСШ №3 еще раз подтвердила титул инновационной  площадки нашего района, она -именно тот  «локомотив» современного учебно-воспитательного процесса, который  ведет  за собой  все школы района.  (аплодисменты)

 

Уважаемые коллеги!

Очевидно, что для повышения качества образования играет роль каждая ступень обучения. Однако трудно переоценить значение начальной школы для дальнейшей успешной учебы детей.  Опыт внедрения рядом учителей начальных классов  деятельностного подхода к  обучению, использование  инновационных технологий позволяют поднять качество образования младших школьников на совершенно иной уровень.

Следует отметить, что в 1-4 классах всех национальных  школ есть проблемы и по русскому языку, и по математике.  Часть четвероклассников не усваивают текст, который носит информационный характер, а это в свою очередь приводит к неуспешности уже в 5 классе. И здесь есть над чем работать методической службе самих педагогических коллективов.

 

2009-2010  учебный год   закончили 2196 учащихся. Итоги  государственной аккредитации выпускников следующие:

Основную школу окончили 288учащихся, из них 9 человек (3%) получили аттестат особого образца, 2 ученика выпущены со справкой.

Среднюю школу окончили 158 учащихся, из них 15 человек (10%) получили аттестат с отличием, впервые за многие годы есть ученики, не получившие аттестат зрелости, их двое, они  также выпущены со справкой.

 

Государственную аккредитацию согласно приказу МО РМ от 16 апреля 2010 года №434 прошли все  ОУ, подлежащие в 2009 году данной процедуре.  Подробно на ее итогах я останавливаться не буду, поскольку этому был посвящен отдельный и довольно предметный разговор.

 

В настоящий момент сеть образовательных учреждений представлена 10 СОШ, 5  ООШ, 3 НОШ, 7 ДОУ, 2 УДО, за отчетный год введено  ДОУ «Солнышко», закрыта Центральная начальная школа, Лопатинская средняя реорганизована в основную.

К  6 базовым школам по 12  автобусным маршрутам  подвозилось 199 учащихся.   С получением  текущим   летом    автобуса школьный транспортный парк представлен   5 ПАЗами, 3 ГАЗелями, 1 УАЗом. С 1 сентября вводится новый маршрут  Гальчевка-Лопатино,  всего подвозиться будут свыше 210 школьников.

В первый класс ожидается  до 170 учащихся, в 10-й- до 125 ( 44%, от контингента выпускников основной школы,  в прошлом году  было также 44 %)

 

Реструктуризация… каких только эпитетов не придумали этому слову! А если оставить в стороне эмоции- то  что дала реструктуризация всем участникам образовательного процесса? Ведь, как точно выразился один из директоров, главная цель школы- не трудоустроить педагогов, а дать детям качественное образование. Вы согласны, или у вас есть  другое мнение, основанное на личном опыте?  Тогда предлагаю выступить.

 

 

 

По-прежнему значимыми являются в новом учебном году  проблемы духовно-нравственного развития детей и юношества.

Несмотря на снижение количества преступлений и правонарушений, совершенных нашими учащимися, их число остается значительным.  Есть любители подраться, есть те, которые  доставляются в отделение милиции за распитие спиртных напитков, в том числе и девочки. Курение, сквернословие, употребление психотропных  веществ – эти негативные проявления поведения школьников имеют место. Все эти факты заставляют нас  предметно заниматься созданием воспитательного пространства, при этом надо учитывать, что современные социальные условия требуют изменений технологии воспитания, сегодня востребованы  методы,  ставящие ребенка в активную позицию , когда  дети и взрослые становятся партнерами.

Система воспитания должна помочь укоренению в сознании подрастающего поколения таких нравственных ценностей, как добро, честь, совесть, милосердие, толерантность.

Мы живем в сложном, противоречивом и не всегда дружелюбном мире. И наша задача – объединить усилия всех заинтересованных организаций и учреждений различных ведомств, средств массовой информации для решения  проблем воспитания, организованного досуга, разумной занятости  в нашем районе.

Мы должны понимать, что успешная реализация программы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи напрямую выходит на учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, классного руководителя в содружестве с семьей. От их личных и профессиональных качеств,  нравственных принципов, гармоничности духовного мира в первую очередь зависит позитивный результат воспитания.

 

Уже крылатыми стали слова Президента о том, что российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле слова. И действительно, каким бы ни был интересным урок по содержанию, если он проходит в помещении, где несколько лет не было ремонта, если у учителя нет современного оборудования, он не всегда достигнет нужной цели.

В 2009 г. закончилась  реализация комплексного проекта модернизации образования, благодаря которому мы получили значительные средства, все они  были направлены на создание в школах, прежде всего базовых,  современных условий.

Мы завершили подключение всех школ к сети Интернет, улучшили оснащенность предметных кабинетов за счет поставок учебно-наглядных пособий и оборудования, пополнили автобусный парк.

 

На функционирование и развитие районного образования в 2009 году выделено и   профинансировано 92 млн 856,5 тыс. бюджетных руб.,  из них 70.7%  -зарплата,    3млн  716.7 т.р.- капитальный ремонт,    4 млн 510.1 т.р.- питание малообеспеченных учащихся, 1 млн. 192.1-  оборудование.

В текущем году выделило   по смете 102 млн 872,5 тыс. руб., что  на 10,8% выше  к  уровню прошлого года.

Средняя учительская зарплата составила  в 2009 году 7 650 рублей,   за первое полугодие этого года- 7862.3 рублей.

 

 

Внимание  к  образованию становится более пристальным. Об этом говорит и тот факт, что Главы сельских поселений  активно поддерживают образовательные учреждения.

Руководители понимают: конкурентоспособность школ сегодня очень велика. Законы позволяют родителям выбирать любое образовательное учреждение, а не только то, которое находится рядом с домом. И если в соседнем селе или райцентре есть школа лучше, то дети могут уехать туда за более качественным образованием.

Закупить спортивный инвентарь и форму, мебель.   решить вопросы по ремонту здания и  инженерных коммуникаций, организации подсобного хозяйства, обустроить детские сады–      с этими вопросами руководитель  образовательного учреждения  может обратиться к Главе администрации сельского поселения, к руководителю хозяйства  и найти помощь и поддержку. Такое плодотворное сотрудничество отмечается  со стороны Глав сельских администраций  Долганиной Т.И, Соколовой Е.П., Яшкина В.А, Букина  А.В. (Красноармейская,  Виндрейская, Жуковская, Лопатинская сельские администрации).

В этой связи от имени всей педагогической общественности благодарю за помощь и поддержку руководство нашего района , его Главу И. Т .Шумкина,  руководителей организаций, глав сельских поселений, предпринимателей, депутатский корпус, которые работают на благо образования. (аплодисменты)

Hosted by uCoz